Обучение персонала спортивных объектов этике общения с людьми с инвалидностью

Тема этики отношений между людьми, несомненно, актуальна. Этикет является сводом правил, описывающих удачные модели поведения в конкретной ситуации, приводящие к более комфортному взаимодействию общающихся. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям.


В связи с началом ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов, повышением интереса людей с инвалидностью к занятиям физической культурой и спортом, а также развитием паралимпийского и сурддим-пийского движения в России организация доступной среды стала лишь вопросом времени, поэтому необходимо в полной мере быть готовым к тому, что люди с инвалидностью в скором времени станут постоянными посетителями спортивных сооружений и активными потребителями услуг сферы физической культуры и спорта. Следующим логичным шагом станет формирование инклюзивной среды, в рамках которой будут организовываться совместное обучение, занятия спортом, соревнования и походы на спортивные мероприятия. В этих условиях персонал спортивных сооружений (штатные сотрудники и волонтеры) должен быть полностью осведомлен о правилах корректного и этичного взаимодействия с людьми, имеющими инвалидность. Но, как правило, такие тренинги на сегодняшний день — большая редкость в России.

Постепенно возникает противоречие между проводимыми мероприятиями по созданию безбарьерной среды, нарастающим количеством инвалидов, посещающих спортивные сооружения, и отсутствием системы подготовки персонала к взаимодействию с данной категорией участников спортивных мероприятий, в частности спортсменов и зрителей.

Знание этикета в общении с людьми, имеющими инвалидность, позволяет персоналу спортивного сооружения исключить возникновение препятствий в общении, создать условия для формирования инклюзивной среды на спортивном объекте, то есть вовлечения людей с инвалидностью и без инвалидности в проведение совместных мероприятий.

В основе этичного отношения к людям, имеющим инвалидность, лежит понимание, что человек с инвалидностью обладает теми же правами, что и любой другой, в отношении получения доступа ко всем сервисам, которые предоставляет спортивное сооружение, не требует и не ждет к себе жалостливого отношения, не всегда считает себя больным и/или зависящим от помощи окружающих. Часто употребляемое и кажущееся более корректным, по сравнению с термином «инвалид», определение «человек с ограниченными возможностями», по словам самих инвалидов, на самом деле некорректно, поскольку возможности любого человека ограничены, а способности людей с инвалидностью подчас безграничны.

Ограничивает их чаще всего общество, создавая барьеры, которые мешают жить полноценной жизнью.

Прошедшие в течение последних тридцати лет положительные изменения в законодательстве и политике в отношении инвалидов на национальном и международном уровнях коренным образом изменили существовавшие ранее подходы к решению проблем людей с инвалидностью. На смену представлению об инвалидности как о медицинской проблеме и необходимости благотворительности, которое было распространено в первой половине XX века, постепенно пришла система взглядов, более соответствующая социальной модели инвалидности, твердо базирующаяся на необходимости обеспечения равенства прав человека.

Существенное развитие вопросы обучения персонала спортивных объектов и создания безбарьерной среды получили в странах с развитым законодательством в области равноправия, борьбы с дискриминациями различного рода и защиты прав человека. На основе Актов о дискриминации инвалидов (Disability Discrimination Act), появившихся в Австралии в 1992 году, в Великобритании — в 1995 году, создавалась система не противоречащих им взглядов на организацию доступной среды для инвалидов.

Например, в британском Руководстве по спортивным площадкам и стадионам «Accessible stadia» приведены следующие требования и рекомендации по подготовке персонала спортивного объекта:
• стюарды, работающие в зонах размещения зрителей с инвалидностью, должны пройти специальное обучение (тренинги);
• персоналу и стюардам, привлекаемым на время матча, рекомендуется пройти специальные тренинги по работе со зрителями, имеющими нарушения слуха и зрения;
• если маршруты выхода со стадиона используются одновременно зрителями с инвалидностью и без, то менеджмент стадиона должен быть уверен, что персонал обучен вопросам предотвращения инцидентов в области безопасности в случае возникновения чрезвычайной ситуации при покидании стадиона.

Несмотря на то, что в руководстве главным образом рассматриваются стандарты проектирования и «лучшие практики» в области создания безбарьерной среды, нельзя не заметить, что существует тесная взаимосвязь между проектом и оперативным управлением спортивного объекта. Хорошо спроектированное спортивное сооружение позволяет рассчитывать на снижение операционных расходов на организацию работы с инвалидами и снижает необходимость полагаться на высокий уровень подготовки стюардов.

Менеджмент сооружения, согласно Руководству, должен быть уверен, что штатный персонал и привлекаемые на матч стюарды, вовлеченные в предоставление сервисов для людей с инвалидностью, хорошо обучены и понимают их потребности. Хорошее ориентирование в помещениях стадиона, знание их расположения и уровня доступности — важная задача проведения подобных тренингов. Простые для понимания буклеты и листовки со схемами стадиона, информирующие о помещениях, их типе, расположении, — ценное руководство для персонала и зрителей с инвалидностью. Менеджмент стадиона должен быть полностью уверен, что стюарды должным образом обучены и способны оперативно решать вопросы обеспечения доступности для людей с инвалидностью, которые включают:
• парковку;
• передвижение внутри и вокруг стадиона;
• поддержание в надлежащем состоянии помещений, включая туалеты, зоны питания, клубные магазины;
• зрительские места;
• процедуры эвакуации в случае чрезвычайных ситуаций.

Тренинги не должны ограничиваться только обучением стюардов. Весь персонал, включая тех, кто предоставляет и управляет сервисами, должен участвовать в тренингах по вопросам понимания инвалидности и обеспечения равных прав.

Требование по подготовке персонала второго по величине мирового мультиспор-тивного мероприятия (Паралимпийских игр) к корректному общению с различными группами участников получили развитие в документах Международного паралимпийского комитета (МПК). Согласно Руководству МПК по доступности, весь персонал Оргкомитета (штатные сотрудники, волонтеры и контрактники) во время проведения Паралимпийских игр взаимодействуют с людьми, имеющими инвалидность. Поэтому основное требование МПК сводится к тому, что все сотрудники, независимо от должности, должны пройти обучение этикету общения с людьми с инвалидностью.

Знание этикета позволит сотрудникам Оргкомитета, как считает МПК, увидеть в первую очередь перед собой человека (спортсмена, зрителя, представителя СМИ и т.д.), а не инвалида, лучше понять потребности человека с инвалидностью, что будет способствовать организации для участников игр полноценных сервисов.

В соответствии с требованиями МПК, документы организаций, имеющих отношение к подготовке Паралимпийских игр на территории страны города-организато-ра, включают требования к обучению персонала этике взаимодействия с людьми, имеющими инвалидность.

В документах, разрабатываемых Оргкомитетом в ходе подготовки к Олимпийским и Паралимпийским играм для различных групп участников и вовлеченных сторон, в обязательном порядке указывается на необходимость обучения персонала этике коммуникаций с людьми, имеющими инвалидность.

Помимо Оргкомитета вопросами этики в коммуникациях с людьми, имеющими инвалидность, занимаются общественные организации инвалидов. В частности РООИ «Перспектива» совместно с британской организацией The Employer’s Forum on Disability выпустила ряд руководств по обслуживанию клиентов с инвалидностью и найму людей с инвалидностью, в которых осветила вопросы этики взаимодействия с инвалидами.

Требования изучения этики взаимодействия с людьми, имеющими особенности в развитии интеллекта, изложены в стандартах подготовки специалистов по адаптивной физической культуре.

Анализ сложившейся практики, предложений, существующих на рынке образовательных услуг, и документов в области обучения персонала организаций этике общения с людьми, имеющими инвалидность, показывает, что наиболее распространенными методами являются активные групповые занятия непосредственно в организации. Для менеджеров, ответственных за работу с людьми, имеющими инвалидность, могут проводиться специальные расширенные семинары вне организации для более глубокого изучения вопроса, с тем, чтобы впоследствии они могли самостоятельно обучать подчиненный персонал работе с людьми, имеющими инвалидность.

Как правило, в обоих случаях используются активные формы обучения: тренинги, групповые обсуждения, имитации, ролевые инсценировки с последующим разбором ситуаций.

Помимо названных методов широко используются просмотры и обсуждения документальных и художественных фильмов о вопросах, связанных с инвалидностью, встречи со спортсменами, имеющими инвалидность, специальные печатные материалы с изложением основных правил коммуникаций, могут использоваться дистанционные формы обучения: обучающие программы в режиме on-line (через Интернет) и на цифровых носителях информации для просмотра в свободное время.

Похожие записи