Сочи и Казань – самые удобные города для лиц с ограниченными возможностями

Самыми удобными городами для людей с ограниченными возможностями сегодня по праву считаются Казань и Сочи. Но и в других городах полным ходом идет работа по созданию необходимой инфраструктуры — например, в Крыму и Севастополе скоро появятся специальные пляжи для людей этой категории. О том, что в ближайшее время изменится в жизни инвалидов, рассказал министр труда и социальной защиты Максим Топилин.


 Максим Анатольевич, почему именно Казань и Сочи стали образцовыми с точки зрения доступности?
      — Казань по праву может гордиться оборудованием метро и других объектов транспортной инфраструктуры.

Конечно же, Сочи — лидер по масштабу и качеству проведенной работы. 

Всё, что возводилось в Сочи с нуля или переоборудовано в преддверии Олимпийских и Паралимпийских игр — транспорт, дороги, спортивные объекты, гостиницы, места общественного питания и так далее, создано с учетом потребностей людей с инвалидностью.

К Госпрограмме «Доступная среда» присоединились Крым и Севастополь.

Уже к этому летнему сезону на полуострове будут оборудованы некоторые места отдыха, в том числе пляжи, удобные для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. И здесь мы говорим не только о пандусах, но и, например, о специальных инвалидных колясках, в которых инвалиды смогут безопасно искупаться в море.
     — Принят закон, который нам позволит делать реальные шаги по исполнению Конвенции о правах инвалидов.

Какие самые принципиальные изменения произошли в законодательстве?
     — Закон содержит много новелл, которые помогут обеспечить права инвалидов в реальной жизни. К примеру, впервые будут определены условия доступности среды не для инвалидов вообще, а для конкретных групп в зависимости от нарушенных функций организма. Например, для инвалидов по зрению текстовые сообщения будут дублироваться голосовыми сообщениями. Там, где это необходимо, предусмотрят знаки, выполненные шрифтом Брайля. Инвалидам-ко-лясочникам поможет специально обученный персонал. Особенно это актуально на транспорте.
     — С точки зрения законодательства мы сделали уже всё, что необходимо для выполнения Конвенции, или будут еще разрабатываться документы?
     — Будут. Причем большинством министерств. Ведомства должны разработать и начать реализовывать в течение переходного периода собственные комплексы мероприятий по повышению доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере установленных полномочий, например Минтранс — в сфере транспорта, Минкультуры — в сфере культуры и так далее. То есть это своего рода «дорожные карты» создания безбарьерной среды, а также оказания помощи инвалидам при предоставлении услуг.

Проекты нормативных актов ведомств будут согласовываться в Минтруде.

Кроме того, одним из ключевых инструментов реализации Конвенции является программа «Доступная среда». Сейчас мы работаем над ее продлением до 2020 года.
     — Очевидно, что за несколько лет создать повсеместно доступную среду невозможно. Что удалось сделать по программе «Доступная среда» на сегодня?
     — Действительно, в короткий срок повсеместно сделать среду доступной невозможно, тем более что до 2011 года, до начала программы, этой проблемой практически никто не занимался. Но изменения есть: напомню, что на старте, в 2011 году, программа начиналась с трех пилотных регионов. Сегодня география программы охватывает уже 75 регионов, включая Республику Крым и Севастополь. Дооборудуются социально значимые объекты: поликлиники, больницы, аптеки, школы, театры и так далее. Напомню, перечни социально значимых объектов определяются с учетом мнения общественных организаций инвалидов — это обязательное условие. Мы ожидаем, что по итогам этого года под нужды инвалидов будет оборудовано более 11 тыс. приоритетных объектов. Всего в прошлом году на софинансирование региональных программ «Доступная среда» из федерального бюджета было направлено 3,16 млрд рублей. Плюс регионы вложили около 3,6 млрд собственных средств. Безусловно, это только начало. Наряду с программными способами, необходимо использовать и другие возможности для создания условий доступности, в том числе заложенные законом, о котором я говорил.

Кроме того, актуальным является вопрос организации производства ассистивных и вспомогательных устройств, обеспечивающих доступность, — тактильной плитки, подъемников, поручней и других приспособлений, а также технических средств реабилитации инвалидов. Такие проекты уже реализованы по отдельным направлениям, но нам предстоит решить этот вопрос системно. Уже сейчас можно сказать, что по отдельным направлениям потребуется привлечение зарубежных партнеров, в основном это касается технически сложных изделий.

     — Государство постоянно расширяет возможности для трудоустройства инвалидов. Доска объявлений служб занятости пестрит пометками: «вакансия для инвалидов». А сами инвалиды готовы работать?
     — Мы видим, что все больше людей с ограничениями здоровья стремятся к профессиональному обучению, трудоустройству, открытию собственного дела. На этом сказывается и повышение уровня доступности инфраструктуры в рамках го-спрограммы «Доступная среда», а также расширение мер по содействию трудоустройства инвалидов. За последние три года уровень трудоустройства инвалидов вырос с 35 до 42% от численности инвалидов, обратившихся в органы службы занятости. В 2011-2013 годах дополнительно трудоустроены свыше 1,7 тыс. инвалидов в рамках реализации «Доступной среды». Работает механизм квотирования рабочих мест для инвалидов: около 76% квотируемых мест сейчас занято — это 380 тыс. рабочих мест.

С 2009 года федеральный бюджет выделяет средства на оборудование рабочих мест для инвалидов. В 2013-2015 годах по этому направлению должно создаваться не менее 14,2 тыс. рабочих мест ежегодно. На сегодня в среднем нормативы затрат из федерального бюджета на создание одного рабочего места составляют 100 тыс. рублей, тогда как в 2009 году мы начинали с компенсации в размере 30 тыс. рублей. Важно, что рабочие места создаются в основном не на предприятиях общественных организаций инвалидов, а на открытом рынке труда. Однако уровень занятости инвалидов остается низким: работают только 28,2% от общей численности инвалидов трудоспособного возраста, что почти в 1,8 раза ниже, чем в развитых странах. Для решения этой проблемы необходимо понимание со стороны бизнеса, что работник с инвалидностью может работать столь же эффективно, что и работник без инвалидности, со стороны инвалидов — что есть куда обратиться за помощью в трудоустройстве, есть реальные вакансии, что работодатель готов платить инвалиду вовсе не минимальную зарплату.

Безусловно, здесь необходимо решать вопрос образования инвалидов. Минобрнауки реализует мероприятия по повышению доступности профобразования инвалидов.
     — А какая зарплата сегодня у инвалидов?
     — Приведу данные по вакансиям, заявленным в органы службы занятости для трудоустройства инвалидов. 37,2% — это вакансии с размером оплаты труда от 10 до 15 тыс. рублей, 25,6% вакансий — с зарплатой от 15до 20 тыс., 12,8% вакансий — с зарплатой свыше 20 тыс.
рублей. Относительно высокий уровень средней зарплаты, предлагаемой инвалидам на квотируемых рабочих местах, по сравнению с уровнем средней зарплаты в регионе         — порядка 80% — отмечается в Ивановской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Тверской, Пензенской областях, Республике Адыгея и ряде других регионов.
    — Государство тратит очень большие деньги на создание рабочих мест для инвалидов. В результате одно рабочее место обходится порой в 200-300 тыс. рублей. Многие эксперты считают, что это несоразмерные затраты и больше похоже не на «удочку» для инвалидов, а на «рыбу» для организаторов таких рабочих мест. Что вы об этом думаете?
    — Мы подали сигнал работодателям, что инвалид может работать наравне с работниками без инвалидности. Да, на первых порах мы привлекаем работодателей финансово, со временем этот процесс будет происходить без участия государства. Предпосылки к этому есть. Нередки случаи, когда работодатель в создание рабочего места для инвалида вкладывает куда больше, чем государство. Например, брайлевский принтер для слабовидящего человека стоит порядка 150 тыс. рублей: государство дает 100 тыс., остальное платит организация. Значит, она понимает, что такой работник все равно принесет ему прибыль.

О том, что работодатели постепенно меняют свое отношение к людям с инвалидностью, говорят и цифры. По данным органов службы занятости, из 23,9 тыс. инвалидов, трудоустроенных в 2012-2013 годах, в начале 2014 года продолжили работать 20,19 тыс. из них, то есть 84,5%. Значит, инвалиды востребованы со стороны работодателей.


Татьяна СМОЛЬЯКОВА, «Российская газета» (публикуется с сокращением)

Похожие записи