Что такое инклюзия
Общественники России поставили точки над «i», разобрав для себя и коллег понятие “инклюзия”. Специализированная исследовательская сессия “Моделирование инклюзии” собрала мнения экспертов относительно нового социального понятия, после анализа был создан единый формат понятия, и теперь это определение будет использоваться повсеместно.
Работа механизма основывается на том, что исследователи приходят к сути понятия не через изначальную постановку цели этого понятия, а через подробное описание действий конкретной группы людей, описание этой группы. Чтобы понять суть понятия инклюзии, эксперты должны были ответить на вопросы, какая группа людей сталкивается с понятием инклюзии, что она делает, когда с ней сталкивается и как она это делает.
Так, итогами одной из сессий стало рассмотрение класса в общеобразовательной школе, где учится ребенок-инвалид, семьи, где помимо детей здоровых, есть дети с ограниченными возможностями здоровья и некоммерческой организации, помогающей инвалидам. Затем эксперты сравнили три получившихся понятия инклюзии по трем группам людей и увидели в них общее.
Первыми поработать над значением слова “инклюзия” решили члены оргкомитета Первого Всемирного конгресса для людей с инвалидностью-2017. Они обратили внимание на то, что и политики, и предприниматели, и соцработники, и представители образования, и общественники ныне активно используют в своих выступлениях термин “инклюзия”, однако при пояснении термина называют абсолютно разные вещи. Такая дезорганизация мешает участникам общественного процесса эффективно взаимодействовать и что-то реально менять для того, чтобы инклюзия пришла в российскую действительность.
Сессия включила в себя несколько круглых столов, работа шла с помощью методики итеративного моделирования. Эта модель анализа исследует феномены, которые мы видим, но не понимаем, почему они есть и как взаимодействуют с миром. Она очень проста и позволяет работать с понятием одновременно с разных точек Земли по одному алгоритму, и этим она гениальна, – рассказывает руководитель сессии, генеральный директор Института дизайна управления и конкурентных стратегий Константин Баранников. – Работа в группах позволила провести теоретическое исследование феномена инклюзии со всеми вытекающими последствиями: закрепление термина в среде экспертов, активное его использование в создании различных нормативных документов, в научных трудах, подготовке мероприятий.
Выяснилось, что инклюзия – это развитие скрытых ресурсов личности, которое происходит во взаимодействии инвалидов и здоровых людей.
Так, если мы будем брать инклюзивную семью, то видим очень активных родителей. Новые условия жизни помогли получить им нестандартные для общества компетенции. Теперь они убедительно выступают за инклюзию перед обществом. Кто-то читает лекции, кто-то пишет книги, кто-то работает как журналист по теме. Инклюзивные семьи обеспечивают связь с обществом и помогают ее понять, – поделился мнением Петтер Хольм, руководитель Скандинавской ассоциации лечебной педагогики и социальной терапии (Норвегия). -Более того, они организуют ассоциации государственного уровня. Одна из организаций, с которыми я сотрудничаю, создана именно такими родителями. Они дошли до уровня политиков, теперь регулярно проводят совещания с руководителями Европейского Союза. Появление в семье ребенка-инвалида дает возможность родителям получить новые компетенции и в результате они глубже понимают свою жизнь.
Реальная инклюзия – это когда не «ты мне» или «я тебе», а все вместе, и каждый отвечает за свое дело. Отличный пример: кругосветные путешествия на яхте, которые совершают как люди с инвалидностью, так и здоровые спортсмены, – отмечает корреспондент «Правмира» Денис Ахалашвили.
Работа с понятием инклюзии еще будет продолжаться. Однако первый шаг сделан и теперь общественникам, а том числе и оргкомитету Первого Всемирного конгресса людей с ОВЗ-2017, будет гораздо проще координировать действия для улучшения взаимодействия людей с инвалидностью и без.
Про инклюзию говорят всё больше. И недаром. В этом удивительном контексте создаётся атмосфера развития творчества. Но, как оказалось, это ещё не всё. Чем выше число инклюзивных проектов, тем больше интересующихся среди тех, кто никогда не смог бы сам оказаться в инклюзивном сообществе.
Театральные постановки собирают полные залы. Это заметили продюсеры и начали открывать для них самые престижные площадки.
Парусные регаты, которые проводятся совместно с инвалидами, перевели привычный способ времяпрепровождения на качественно новый уровень. Теперь даже опытные яхтсмены стараются готовиться к гонкам, заранее собирают команды, тренируются.
Бизнес-тренеры, которые стремятся показать своим клиентам новые инструменты для «выхода за рамки зоны комфорта», организуют тренинги в кромешной темноте. А кто-то уже осознал силу изменений, которые происходят, когда активные и позитивные инвалиды по зрению, «прогуливают» обычных людей по городу с завязанными глазами, вместе ездят в общественном транспорте, вместе обедают или ужинают в ресторанах.
И те, кто участвовал в инклюзивных мероприятиях, понимают, что такое взаимодействие, это не обычное «сожительство на принципах толерантности». Это точно отличается от «знакомства с жизнью и бытом аборигенов», когда исследователь приехал на остров, построил для себя европейское бунгало, нанял носильщиков и слуг из местного населения, и посмотрел, как танцуют папуасы. Посмотрел, пофотографировал и вернулся домой, чтобы похвастаться классными видами на фоне заката.
Также инклюзивное взаимодействие отличается от привычного способа повышения своей значимости, которое так было модно среди обычных людей, когда приходило время отдавать деньги страждущим, или немощным, ощущая себя благодетелем.
Нет, оказывается, что инклюзия создаёт необычную атмосферу взаимного развития. Тот еле уловимый контекст, который продолжает жить в голове участников не просто воспоминаниями и картинками. Это больше и значимей, так как наплывают ощущения. А это и есть – развитие скрытых талантов. Потому что новые ощущения – это новое восприятие себя в этом мире.
С этой точки зрения исследования инклюзии, как атмосферы взаимных позитивных изменений, только начинается. За основу можно взять идею «зеркальных нейронов», открытых в 90-х годах Джакомо Риццолатти.
Система зеркальных нейронов развивается у человека в течение первого года жизни. Её основные функции — моделирование психических состояний и подражание действиям других на основе сенсорной информации в процессе обучения и развития.
С этой точки зрения, наиболее перспективными являются Инклюзивные игры. Участвуя в играх, придуманных для инвалидов, человек искренне стремится выиграть. То есть, победить инвалида, а значит, бессознательно делает (воспринимает) его равным.
Когда инвалид выигрывает в честном поединке, его противнику приходится изучать поведение манеру игры и принципы мышления победителя. И в таком случае, инвалид становится на ступень выше.
А это, как показали многолетние исследования в педагогике, в нейропсихологии и нейролингвистике, заставляет любого человека включаться и проявлять те таланты и способности, которые были скрыты или не востребованы.
И в этом суть инклюзии.
Дарья Воронина, редактор журнала «Человек инклюзивный»
Источник: Человек Инклюзивный